Тихий американец

Появление в 1955 году книги Грэма Грина Тихий американец (The Quiet American) было большим событием в литературной жизни Великобритании послевоенного десятилетия.

Тихий американец

Роман — острый, насыщенный значительным общественно-политическим содержанием, вызвал большой резонанс и привел рецензентов в замешательство. Несмотря на ряд книг, в которых социальный критицизм был очевиден (Поезд идет в Стамбул, Доверенное лицо, Суть дела), в критике Англии и Америки Грина были склонны рассматривать как лисателя-католика, близкого к модернизму, рисующего обреченность человека и беспощадно вскрывающего темные глубины человеческой души, ее подполье. Тихим американцем Грин разрушил сложившееся представление о нем.

Было бы упрощением заявить, что Тихий американец — неожиданный поворот в творчестве Грина. Появление романа было подготовлено всеми предыдущими поисками писателя и, в частности, такими книгами, как Путешествие без карт (1936) и Суть дела (1948). Написанный еще до войны рассказ Путешествие без карт — о страшной жизни обреченных на нищету и вымирание африканских народов Либерии — выразил новое отношение Грина к колониализму. Поездка писателя в страну, которой не было ни на одной карте, была предпринята как бегство в дебри неизведанного материка от мира, из которого он уходил, несказанно утомленный жизнью без смысла, без риска и без красоты.

Продуманно, однако, Грин осудил колониализм только в Тихом американце.

Зверские убийства мирных жителей, чудовищная несправедливость и беззаконие, творящиеся в Южном Вьетнаме, где сам Грин прожил свыше двух лет, до глубины души потрясли писателя. Правдивая картина того, что он увидел собственными глазами, дана на страницах его книги о грязной войне во Вьетнаме. И Грин не ограничился этим. Он поставил в Тихом американце вопрос о методах колониального разбоя и другой, волнующий в наши дни всех художников мира, — вопрос о том, где должно быть место честного человека в происходящей схватке капиталистов-поработителей и народов, борющихся за свое освобождение. Важнейшее в романе Тихий американец — самом сатирически остром и актуальном из романов Грина того времени — признание невозможности для честного человека мириться с военной агрессией и покушением на независимость народов.

Мастерство Грина достигает в Тихом американце больших высот. Как и во всех наиболее значительных его вещах, сила романа прежде всего в психологическом анализе, в раскрытии душевной жизни героев, в диалектике характеров. При этом убедительность характеров в Тихом американце возрастает благодаря тому, что они даны в непосредственной связи с общественно-политическими вопросами современности.

Проблема совести и долга, всегда очень острая у Грина, связывается здесь с проблемой общественного долга, чего не было или что только в той или иной степени намечалось в его предыдущих произведениях.

Ирония Грина достигает в Тихом американце наибольшей остроты. Художественное своеобразие книги основывается на непрерывном сопоставлении и противопоставлении двух главных действующих лиц романа — Фаулера и Пайла.

Английский журналист Томас Фаулер, главный герой книги, от лица которого идет повествование,— усталый, душевно опустошенный человек, выполняющий функции английского корреспондента в Южном Вьетнаме. Он считает, что его задача — сообщать в газету только факты. Оценка их его не касается.

Человек, не имеющий никаких идеалов, никаких целей, Фаулер стремится остаться нейтральным наблюдателем той борьбы и тех злодеяний, которые происходят на его глазах, и ищет утешения от терзающей его тоски в любви в вьетнамской женщине Фуонг.

В то время как Фаулер не только не хочет, но, по его мнению, и не может во что-либо вмешиваться, в чем-либо принимать активное участие, Пайл, хорошо воспитанный, уравновешенный молодой человек, состоящий на американской дипломатической службе и прозванный тихим американцем, горит энтузиазмом и постоянно разглагольствует о демократии и цивилизации, как послушный ученик своих гарвардских профессоров.

Постепенно чистенький и тихий Пайл предстает перед читателем как носитель сил агрессии и военного шантажа, а Фаулер теряет свою пассивность.

Истинная сущность Пайла, истоки его мировоззрения, характер деятельности раскрываются Грином, как обычно, чрезвычайно тонко. Пайл навязывает Фаулеру дружбу и отнимает любовницу, мотивируя свой поступок требованиями морали. Он с циничным хладнокровием организует массовое убийство женщин и детей, выгодное его американским хозяевам, хотя чуть не падает в обморок при виде крови и из чистоплотности спешит стереть ее следы со своих безукоризненно начищенных ботинок…

Изображая тихого американца как человека, подчиняющего все свое поведение правилам формальной морали, произносящего демагогические речи о демократии и цивилизации и в то же время выполняющего тайную работу провокатора, Грин достигает большей, чем когда-либо прежде, остроты сатирического рисунка.

Грин убедительно показывает, в силу каких объективных причин Фаулеру не удается остаться сторонним наблюдателем и как он в конце концов делает выбор между народом Вьетнама, борющимся за свою свободу, и теми, кто зверскими методами навязывает этому народу свое господство.

Фаулер, проходящий (как и многие интеллигенты на Западе) сложный путь внутренней борьбы и ломки,— в высшей степени типический характер. Сила образа — в его огромной правдивости. Под влиянием обстоятельств Фаулер меняется, постепенно в нем растет тревога, которую он пытается подавить и заглушить. Впервые журналист говорит: Ненавижу войну — во время ночной стычки на канале Фат-Дьем. Но ненависть к бесчеловечной, несправедливой войне воплощается у него в действие: оказавшись свидетелем страшного взрыва, организованного американской военщиной и руками чистого Пайла, Фаулер решает выдать Пайла вьетнамским партизанам.

Определив отношение к американцу, он определил и свое отношение к социальной несправедливости, к агрессивным войнам. Это не значит, что, отдав Пайла в руки партизан, Фаулер принял их борьбу и их цели. Не принял их еще и сам Грин, автор Тихого американца. У писателя не было ни веры в борьбу за социалистические идеалы, ни четких перспектив, но он уже разделил с передовыми людьми нашего времени убеждение, что человек не может оставаться равнодушным к тому, что происходит вокруг него, не может не вмешиваться в борьбу, не чувствовать своей ответственности за нее. И это — значительный сдвиг в идейном развитии художника.

Рекомендуем

Тихие американцы Грэма Грина

Тихие американцы Грэма Грина

Graham_Greene

Грин Генри Грэм

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика