Скифская чаша

Жанр приключений имеет свою специфику, он зачастую легче прокладывает себе путь к иностранному читателю, хорошо знакомому с традицией, но профессиональный уровень, как и художественное мастерство, здесь также не знает скидок. Романы украинского автора Ростислава Самбука уже тогда свободно конкурировали не только в масштабах республики, нелегко покоряли сердца многих зарубежных читателей.

За пятнадцать лет творческой биографии Ростислав Самбук напечатал пятнадцать книг. Собственно, каждый год — новое произведение. А еще в соавторстве с Евгением Гуцалом — две документальные повести о современном селе. Он словно бы жадно пытался компенсировать те годы, когда оставался вне литературы, но не были потеряны, потому что не только дали время для накопления творческих сил, чувств и ума, но и забрали взамен столько, что теперь можно рассказывать людям о цене благородства, доброты, верности и героизма.

Многие произведения Ростислава Самбука на современную тему — не описание очередной кражи и распутывания ее нитей сообразительным следователем, который все знает и непременно победит в хитроумном поединке. По этому накатанному пути легче идти ремесленнику от литературы. Ростислав Самбук каждый раз стремится внести в приключенческие рамки глубокую современную проблематику, с точным социальным прицелом исследовать ее в разных измерениях, заставить читателя задуматься над причинами этого явления. Таким образом, жанр становится на острие острых общественных вопросов, вмешивается в жизнь, а не просто констатирует ее течение, ищет причины, а не бездумно пожинает их последствия. Пожалуй — это путь действительно перспективный, хотя и нелегкий. Самой профессионального мастерства здесь мало.

Скифская чаша

В романе Скифская чаша Ростислава Самбука детективный фон — это только повод для разговора с читателем. Автор долгое время изучал историю скифов, ездил на археологические раскопки, долго искал морально-этический срез этой темы. Только после этого написал Скифскую чашу — произведение с острой проблематикой, в котором приключенческая линия не самодостаточна, не изолирована от времени и его болезненных вопросов.

Юристов в основном интересует факт и обстоятельства, в которых все происходит. Меру оказанного зла они меряют по шкале уголовного кодекса. Таков закон общежития в человеческом обществе.

Произведение имеет свою мерку для наказаний и оправданий, потому что здесь судит сам читатель — своим, человеческим судом совести, памяти, своей морали, своим прошлым и будущим. Так и в истории со скифской чашей. Для юристов — похищена только большая ценность из музея, для писателя (и для читателя тоже) — похищен отрезок истории человечества, похищено то, что не подлежит никаким материальным оценкам. Вот откуда и острота произведения, его актуальность. Вот почему произведение Ростислава Самбука не просто белетризует факт из жизни, а по-новому, с аналитическим проникновением в суть явления, моделирует его, давая возможность читателю заглянуть даже в скрытые пласты человеческой души, пережить все самому и самому составить цену благородству и низости. Поэтому и авторское наказание преступника — больше и правее даже чем приговор суда.

Поэтому, верность Ростислава Самбука избранному им жанру оправдала себя полностью. И поэтому в современной украинской литературе есть писатель, произведения которого никогда не залеживаются на книжных полках. И не только из-за интереса к детективу и приключениям, но и потому, что профессиональный авторитет этого литератора создавался на протяжении многих лет, создавался от книги в книге, не потакая ни себе самому, ни непритязательным вкусам потребительской литературы, а для того, чтобы сказать людям что-то важное и существенное о жизни, сказать только для того, чтобы они были лучше.

Видимо, теперь, с высоты своего нынешнего опыта, с высоты своих шестидесяти лиг, Ростислав Самбук что-то в своих произведениях хотел бы переписать или вовсе исключить — это вполне закономерно, ибо это подтверждает ответственность перед читателем и перед литературой, которая не терпит холодного ремесленничества, горячку конъюнктуры и подделки под правду. Но именно по его произведениям можно точно проследить развитие приключенческого жанра в украинской литературе за последнее время. На восьмом писательском съезде в отчетном докладе Павла Загребельного среди лучших произведений прозы названы и повесть Ростислава Самбука Горький дым. Назван среди лучших книг, вышедших в межсъездовских период.

А творческая биография Ростислава Самбука продолжается, постоянно дополняется новыми произведениями — единственным результатом и оправданием жизни писателя.

Владимир Яворивский

Рекомендуем

Ростислав Самбук. Выбор жанра

Ростислав Самбук. Выбор жанра

Ростислав Самбук

Ростислав Самбук. Битва за жизнь

Трилогия о Петре Кирилюке

Трилогия о Петре Кирилюке

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика