Казино Рояль

Появление первого романа о Джеймсе Бонде связано с личной жизнь ее создателя Яна Флеминга. Роман Казино Рояль (Casino Royale) появился в месяцы напряженного ожидания вердикта английского суда.

Casino-Royale

А начиналось все в 1946 году, когда Флеминг впервые отправился отдыхать в свое поместье Золотой глаз на Ямайке не один, а вместе с Анной Ротермир (Anne Rothermere), урожденной Чартерис, внучкой графа Уэймисса и женой виконта Эсмонда Ротемира, одного из друзей Флеминга.

Флеминг и Анна регулярно встречались еще во время войны, а накануне отъезда на Ямайку всерьез увлеклись друг другом. В 1951 году виконт подал на развод, в качестве соответчика был назван Флеминг. В английском суде дело о разводе — сложная, долгая и запутанная история, осложняемая целым ворохом разнонаправленных законов, принятых еще во времена Викторианской эпохи. Поэтому ежегодный отпуск зимой 1951-52 годов, был наполнен тревожными ожиданиями.

Чтобы снять напряжение и отвлечься от тревожных мыслей Флеминг пытается занять себя разными способами, он много рисует и решает написать шпионскую историю, которая станет последней шпионской историей. В течение трех недель Флеминг каждое утро стучит по машинке, отвлекаясь от рутинны, из купания и принятия солнечных ванн. Для своей истории новоявленный писатель использует все материалы, которые смог найти под рукой. Например, имя своему герою (Джеймс Бонд) он позаимствовал у автора книги Птицы Вест-Индии, одной из любимых книг в тот период.

Первоначально Флеминг планировал написать историю с невзрачным, серым и безликим героем, подражая любимым романам Сомерсета Моэма и Эрика Эмблера, ориентированных на реалистичную канву, но живое воображение и любовь к драматическим эффектам не позволили ему стать одним из многочисленных подражателей господствующего на книжном рынке типа шпионского романа. Простое имя главного героя и ряд личностных индивидуальных черт, ярко подчеркивающих его внешнюю неповторимость привели к неожиданному результату. Появился роман, который перевернул историю жанра, который условно можно назвать шпионский роман.

Сюжеты романов у Флеминга никогда не достигали той глубины и сложности, которую можно найти у Моэма, Эмблера или Грэма Грина, но именно романы Флеминга с их простотой и яркими индивидуалистичными чертами вошли в канон шпионского жанра.

Флеминг никогда не скрывал, что пишет для развлечения, которое доставляют его романы читателям, а также он никогда не скрывал свое стремление получить прибыль от занятий литературой. Его романы не более чем популярная беллетристика, которую трудно назвать высокой литературой. Романы о Джеймсе Бонде полны повторов, плохо структурированы, но вместе с этим, они не заслуживают оценки проходных романов. В них есть положительные черты, которые перевешивают или заслоняют собой весь негатив. Как сказал один из рецензентов о романе Луннный гонщик: фантастическая ерунда, в которую невозможно ни на секунду поверить, но и отложить книгу невозможно, пока ее не дочитаешь до последней страницы.

Джеймс Бонд

Внешность Джеймса Бонда сильно напоминает черты самого Флеминга. Высокий, худощавый человек с выступающими скулами, черноволосый и сероглазый. Приключения Бонда не более чем романтизированные и приукрашенные истории, которые случались с самим Флемингом или были им подслушаны от друзей. В ряде моментов Бонд — это уже не реальный человек, а идеализированные фантазии писателя, воплощение мечты. Бонд безупречно одевается, когда это позволяет ситуация, он питается в лучших ресторанах и занимается сексом с красивыми женщинами, которые его постоянно окружают. Бонду также постоянно приходится встречаться и бороться с невероятными, фантастическими и уродливыми злодеями, пытающимися воплотить в жизнь не менее фантастические планы.

Бонд и истории, в которых он участвует — яркое воплощение тех желаний и фантазий, которые только могут зародиться в сознании читателей. Флеминг нашел эту нить, и сознательно использовал этот прием на протяжении всего своего творчества. В результате романы о Бонде – сочетание романтических историй и напряженных, драматических сюжетов. Писатель использует автобиографические и психологические элементы, преднамеренно, но никогда не нагружает текст глубокими философскими размышлениями. По большей части эти истории рассказаны скользящим по поверхности взглядом.

В романах о Бонде Флеминг часто использует в качестве материала реальные события, в которых ему довелось участвовать. Например, в основе напряженной сцены игры в карты против Ле Шиффра лежит реальная история из жизни самого Флеминга, когда он с секретным поручением посетил во время Второй мировой войны Португалию. Победа Флеминга в карточной игре обернулась для него избиением в темном переулке после, но не столь серьезным как это случилось с Бондом, которого Ле Шиффр пытал, пытаясь вернуть деньги. Флеминг совмещает нереалистичные эпизоды с довольно будничными описаниями, которые он также неплохо воспроизводит, например он обычно очень реалистично описывает систему работы офиса английской разведки.

История с попыткой взорвать Бонда двумя убийцами основана на реальной ситуации, когда двое наемников пытались взорвать Франца фон Палена в Анкаре во время Второй мировой войны, а убийство японского криптографа имеет в основе менее кровавую историю, в которой Флеминг принимал непосредственное участие, правда произошла она в Нью-Йорке в 1941 году.

Флеминг закончил работу над романом Казино Рояль к моменту вылета в Нью-Йорк. Буквально за день до этого Энн и Ян расписались в мэрии Порта Мэри, на Ямайке. Рукопись романа Флеминг отдал Уильяму Пломеру, другу обладавшему связями в книгоиздательской сфере. Редакторам в издательстве книга понравилась и публикация была запланирована на весну 1953 года. Одновременно с выходом романа Энн родила Флемингу сына Каспара.

Издатели предложили Флемингу внести в текст небольшие правки. Так, он разбивал сложные и длинные предложения, заменил общие термины на более конкретные: в середине недели превратилось в более точное и простое во вторник. Ему также предложили убрать некоторые клише: метафорическое я съем свою шляпу он правил на если я не ошибаюсь. В последующих романах Флеминг, наученный опытом, делал гораздо меньше правок, но редактировать романы ему приходилось до конца своей жизни. Уже будучи опытным писателем он выдавал романы, в которых ему предлагали в качестве правки только фактические ошибки.

В Казино Рояль самой значительной переработке подвергся эпизод, когда Ле Шиффр пытает Бонда. В рукописи можно увидеть примечания, где редактор высказывает сомнение в целесообразности и результативности атаки на гениталии Бонда. Редактор настаивает на снижении градуса в описании, хотя отмечает, что эта сцена оживляет действие сюжета. Флеминг изменил ряд фраз, например, в новом варианте Ле Шиффр угрожает Бонду ножом, а не ржавыми ножницами. Но вопрос о садизме в книгах Флеминга не поднимался вплоть до волны, внезапно поднятой после публикации романа Доктор Но.

Отзывы рецензентов о Казино Рояль в целом были положительными, как в Британии, так и в США. Рецензенты в своих оценках часто прибегали к сравнению, например, своего рода сверхзвуковой Джон Бакен, или если бы у Бульдого Драммонда были мозги, он бы именно так выполнял эту работу. Энтузиазм Флеминга позволил ему уговорить издателей предоставить ему аванс за следующий роман, с удовольствием отмечая, что сумма равняется авансовым платежам Эрнеста Хемингуэя. Флеминг не планировал сделать состояние на книгах, по крайней мере, первые несколько лет, пока написание романов о Джеймсе Бонде приносило ему удовольствие.

Содержание

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2014 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика