Бронзовый черт

Ростислав Самбук о событиях в западных областях Украины спустя десять лет после конца войны напишет дилогию Бронзовый черт1 (обе части — Фальшивый талисман и Марафон длиной в неделю впервые были опубликованы в журнале Отчизна), напишет еще проницательно, психологично, с тонком художественным вкусом, с использованием документального фона, поразительного исторического факта о попытке покушения фашистской разведки на верховного главнокомандующего нашей армии — его первая трилогия о Петре Кирилюке2 от этого не потеряет своего значения, не девальвируется, основанная на надежных залежах человековедения, правды жизни, правды поведения героев в условиях войны.

Бронзовый черт

Нужно признать, что это одно из лучших произведений Ростислава Самбука. В романе Бронзовый черт3, автор вновь возвращается к теме Великой Отечественной войны, но уже с солидной временной дистанции, с высоты своего собственного творческого опыта и с учетом тех лучших достижений, которые имеет наша современная проза о войне, кинематограф, драматургия.

Миллионы людей увидели на экранах телевизоров Семнадцать мгновений весны. Благодаря прекрасному актеру, впечатляющей правде его перевоплощения, Штирлиц воспринялся многими, как конкретный, прописаный в истории Великой Отечественной войны, человек. Мужественная, умная, долготерпеливая, хоть ей и приходится прятать свою душу за сто замков маски. Фильм насыщен таким человековедческих материалом, после него читатель просто отворачиваться от бутафорского чтива о шпионах, которые играючи действуют во вражеском логове среди близоруких глупцов из папье-маше…

Современный детектив уже невозможен без суровой правды жизни, без героев с драматической судьбой, без правды истории, правды чувств и мыслей. Или возьмем роман Владимира Богомолова В августе сорок четвертого — произведение значительной художественной силы и правды. Смершевцы Богомолова прежде всего — люди, с естественными человеческими достоинствами и недостатками, которые здесь, в эпизоде с задержанием фашистских диверсантов, живут на драматическом пределе своих физических, духовных, моральных возможностей. Это не безоглядные ребята, для которых собственная жизнь ничего не стоит, а — люди, потерять которых для нас — значит украсть у себя.

Поэтому, во время работы над романом Бронзовый черт, Ростислав Самбук вспоминал лучшие достижения в жанре приключенческих произведений о человеке на войне. Помнил, а также сам шел в нашей прозе именно этим путем, заботясь и о своем авторитете перед читателем, и об авторитете самого жанра, который иногда сбрасывают со счета в серьезном разговоре о литературе (в этом вина не только инерции, но и многочисленные просчеты самых приключенцев, которые часто производят свои произведения в угоду непритязательной читателю).

В основу романа легло всего лишь одно событие из войны нашего народа с фашизмом, событие, зафиксированное историей. Когда гитлеровская верхушка поняла, что война не только не станет молниеносной, но и грозит поражением Германии, было решено уничтожить верховного главнокомандующего Красной Армии и других членов Государственного Комитета обороны. Нашелся и предатель, готовый во время торжественного собрания в Москве, посвященных Октябрьским праздникам, выполнить эту акцию. На него стала работать фашистская разведка. Казалось, все учтено до мелочей: и безупречные документы, и биография, и подтвержденное звание Героя Советского Союза в тщательно сфабрикованном выпуске Известий, и редкое оружие, которая вмешалось в рукаве агента… Но попытка покушения не состоялась, шпион был схвачен.

Это событие и привлекло внимание Ростислава Самбука. После нескольких лет работы над документами, после творческого осмысления их, очеловечивания (а разве это для писателя не самое важное?), читатель получил роман, в котором исторический факт предстает в различных измерениях, потому проходит через много человеческих судеб, сквозь силовые поля душ и тех сельских мужиков в полесской глуши, которые понятия не имеют, к какому событию они стали причастны, и через судьбы истощенных войной, не идеализированных, живых, иногда даже внешне грубоватых в отношениях между собой (война для них — все-таки крайне грязная работа — экстраординарная и кратковременная) поисковиков Бобренка и Толкунова. Последние — не посвященные в высокие тайны, делают свое обычное дело без пафоса и громких слов, без расчета на высокие награды или на причастность к истории, они тщательно выполняют свою конкретное дело: задержать еще одного врага. Итак, снова на карту надо ставить свою жизнь, свой опыт, свою любовь и ненависть. И одновременно — надо жить жизнью непростой и неестественной для них. Не только общаться с людьми, но и проникаться их заботами, болями и радостями, ибо сами они — люди, которые не возвеличивают свою роль в войне. Эту роль определит сам читатель. Но сделает это только тогда, когда будет задержан преступник высокого ранга. И когда завершится для Бобренка и Толкунова эта операция, они попросят у начальства лишь одного: дать им возможность отоспаться.

Во второй книге дилогии мы встречаемся с этими же героями в только что освобожденном Львове, где засела стая диверсантов. Но это скорее внешние рамки произведения, потому стремительная фабула рассказа полностью покорена художественном изображению атмосферы времени, возврату людей к той жизни, о котором столько мечталось, которое казалось еще далеким и ненастоящим, затуманенным черной памятью о войне.

В романе добротно выписаны яркие человеческие характеры, по которым легко читаются судьбы многих; эти характеры живые, полнокровные, их воспринимаешь без малейших оговорок, поскольку автор описал их проникновенно, во всю меру своей любви и ненависти — не шаржируя и не накладывая ангельских париков — такими они были в жизни, такими и пришли в произведение.

Такими они остаются и в нашей памяти.

Не только для того, чтобы время от времени напоминать о себе, но и для того, чтобы активно жить и действовать в ней. И тогда невольно забываешь о жанре, а помнишь самое главное — еще один урок человечности и героизма, урок правды о человеке в экстремальных ситуациях, урок, который подал тебе автор.

Рекомендуем

Трилогия о Петре Кирилюке

Трилогия о Петре Кирилюке

Великая Отечественная война в украинском детективе

Великая Отечественная война в украинском детективе

Надежная книга

Надежная книга

 

  1. Уже после написания статьи Р. Самбук расширил дилогию, дополнив ее повестью Сейф.
  2. Ювелир с улицы Капуцинов, Крах черных гномов и Чемодан господина Воробкевича.
  3. В русском переводе роман называется Фальшивый талисман.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика