Наемный убийца

Роман Наемный убийца (A Gun for Sale, 1936) публикуется в настоящем томе сразу же вслед за Стамбульским экспрессом — в некоторое нарушение хронологии — чтобы подчеркнуть внутреннее родство обоих не столько политических, сколько этических (но еще не религиозных!) детективов Грина — железнодорожного и с железной дорогой напрямую связанного. В этих романах (как и в раннем творчестве в целом, но здесь это, пожалуй, проступает с наибольшей наглядностью) молодой писатель словно бы тасует одну и ту же колоду карт: несостоявшийся министр-социалист из маленькой европейской страны превращается в состоявшегося (и убитого); заурядная актриса ищет ангажемента не в далеком Стамбуле, а в провинциальном (по нашим меркам, захолустном) Норвиче; убийца садится в поезд и покидает его с чужой возлюбленной, а потом — не без ее содействия — пытается раствориться в тумане; спонсор ужинает и танцует кордебалет, — и всё это (и многое другое) происходит в пришедшей в хаотичное движение и полной панических предвоенных настроений Европе; на сей раз, правда, главным образом — в старушке Англии, в которой истинные джентльмены не без колебаний и не без труда берут верх над джентльменами напускными (или, если угодно, подставными), а высшая справедливость избирает своим орудием профессионального убийцу с заячьей губой и неунывающую малышку, все толкующую наобум (по слову Мандельштам) и тем не менее в конце концов распутывающую сложнейший клубок международной детективной интриги.

Наемный убийца

Министра-социалиста в романе заказывают английские заводчики и банкиры, чтобы, спровоцировав мировую войну (не больше и не меньше!), круто подняться на оборонном заказе и на биржевых спекуляциях. По популярному и у нас принципу: кому война, а кому мать родна. И они же распоряжаются ликвидировать исполнителя — того самого человека с заячьей губой. Однако фраеров губит жадность — и маховик возмездия начинает не без скрипа раскручиваться в противоположную сторону.

В отличие от отвратительного во всех отношениях убийцы из Стамбульского экспресса наемный убийца из одноименного романа вызывает определенное сострадание. У него есть свой кодекс чести (пусть и более чем сомнительный), у него — доживи он до суда — нашлись бы смягчающие вину обстоятельства, наконец, он несет свое уродство (не столь уж и существенное, на взгляд героини романа) как печать пожизненного проклятия. Во всяком случае, Заячья Губа далеко не самый омерзительный из персонажей романа.

Главное творческое ноу-хау Наемного убийцы — образ артистки, влюбленной в полицейского; пожениться им до поры до времени просто не на что. Неунывающей назвал я ее парой абзацев раньше, но неунывающей была и ее предшественница из Стамбульского экспресса, а здесь, наверное, уместней употребить слово несгибаемая. Да, налицо именно несгибаемость, замешенная на языческом по своей природе жизнелюбии и парадоксально сочетающаяся со здравым смыслом… Если с ее полицейским у нее ничего не выйдет, то пару лет спустя, несколько погрузнев, она проявит все те же завидные качества в романе Брайтонский леденец, куда вместе с ней перейдет (правда, напротив, помолодев на несколько лет и проникнувшись религиозными настроениями) Заячья Губа.

Театральный и кинокритик Грэм Грин создает в романе шаржированный образ театра. Свирепый Грин изобличает капитализм (как и в романе Меня создала Англия), Насмешник Грин издевается над высшим обществом (в провинциальном разрезе). Патриот и гражданин Грин отдает должное честной игре: полицейские, на которых давят, настаивая на бессудной расправе над наемным убийцей, предпочитают подставлять грудь под пули, но не подчиняются неправовому приказу.

Заканчивая разговор о романе, упомяну еще одно обстоятельство: здесь Грин впервые (независимо от Хичкока, но параллельно с ним) приходит к выводу: Зло прежде всего смешно. Гротескно, а значит, и смешно. Злу не присуще величие; оно, во всей своей грандиозности (а на дворе 1936 год!), смешно и ничтожно.

Хотя миллионам и миллионам будущих жертв мирового Зла — тогдашним европейским беженцам — веселее от этого не становится.

Рекомендуем

Поле боя

Поле боя

Graham-Greene-Chronicle

Грэм Грин. Хроника жизни

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика