Мата Хари. Роковая любовница, или история эротического шпионажа

Эта книга посвящена истории создания образа Мата Хари как самого известного в двадцатом веке символа женского коварства и предательства. Кроме того, здесь рассмотрены различные аспекты общественного мнения относительно участия женщин в этой сфере международной политики. Из причин, толкнувших женщину вступить на стезю секретного агента, авторы шпионских романов наиболее часто называют «любовь к приключениям», но никак не патриотизм или денежные интересы. Это относится к женщинам, страстно желающим посягнуть на привилегии, являющиеся исключительно мужской прерогативой: чтобы добиться своего, они не остановятся ни перед чем. Несмотря на некоторый налет романтичности, писатели все же никогда не забывают подчеркнуть, что шпионаж — дело грязное, и женщины, подвизающиеся на этом поприще, непременно несут на себе его отпечаток. Натаниэл Гринлиф, герой автобиографического романа Герберта Ярдли «Белокурая графиня», описывает весьма двусмысленные чувства, вызываемые шпионкой-обольстительницей: «Она была, на его взгляд, самым совершенным произведением цивилизации, идеалом, конечной целью, к которой стремились бесчисленные поколения, прокладывавшие себе путь в непроходимых трясинах. Но в данный момент ему казалось, что усилия бесчисленных поколений, несмотря на ее физическую красоту, пропали втуне»1. Членство в этом секретном клубе обычно сводит на нет все шансы роковой женщины когда-либо стать домашней хозяйкой или хотя бы измениться в лучшую сторону. Зачастую судьба забрасывает их на чужие берега.

Мата Хари

К тому времени, когда Мата Хари в 1917 году погибла в Венсене, почва была уже подготовлена для рождения новой версии легенды о роковой женщине. Благодаря шпионским романам конца девятнадцатого века и стараниям пропагандистов времен Первой мировой войны, а также артистов мюзик-холла смерть Мата Хари стала весьма знаменательным фактом и имела немаловажные последствия. Она в значительной мере повлияла на содержание и характер инструкций, даваемых начальниками разведывательных служб при подготовке женщин-агентов. В Британии же под подозрение попадала каждая женщина-иностранка, начиная от девочки из варьете и кончая домработницей из отдаленных предместий: «Гунны» окружали нас повсюду, они были в самой гуще нас». Однако никто и никогда всерьез не исследовал сам процесс, благодаря которому феномен Мата Хари — непревзойденной шпионки-куртизанки — занял такое важное место в общественном сознании. Эта книга является попыткой восполнить данный пробел, приподнять завесу таинственности с жизни женщины, ставшей легендой, и рассказать о ее трудной, беспокойной, требующей немалого мужества деятельности. В последующих главах речь пойдет о мифах, текстах и образах, связанных с Мата Хари: «ребенок-невеста», «индусская танцовщица», «шпионка-куртизанка», «предательница» и далее в том же духе — словом, о своеобразном «багаже» идеологических ярлыков и определений, являющихся неотъемлемой частью легенды о Мата Хари. Но, кроме всего прочего, мне бы хотелось пролить свет на один из любопытных аспектов исторически складывающихся отношений между мужчинами и женщинами, а именно: каким образом они используют друг друга в период военных действий и как редко заключают перемирие.

Джулия Уилрайт

Содержание

 

  1. Herbert O. Yardley, The Blonde Countess (London: Faber, 1934), p.288.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика