Росс Томас и его герои

Первую книгу Росс Томас опубликовал в 1966 году, а всего им написано более двух десятков романов, два из которых удостоены высшей премии для писателей остросюжетного жанра, учрежденной в Соединенных Штатах, — премии Эдгара По. Это целая галерея очень разных произведений, связанная, пожалуй, одним качеством: все романы, написанные автором, относятся к разряду политических триллеров. Когда-то Стендаль предостерегал коллег: Всякая мысль о политике в литературном произведении — это выстрел из пистолета во время концерта. Росс Томас явно считает, что этот запрет не относится остросюжетным книгам. Хотя и законы создания последних, так безапелляционно сформулированные в свое время ван Дайном, Росс Томас тоже не раз нарушал. Любовь запрещена…, Ни детектив, ни другие профессионально занимающиеся следствием лица не могут быть преступниками…, В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки… Как бы не так?! Герои! Росса Томаса, смелые, энергичные, как правило, крепко пьющие и ни на минуту не задумывающиеся, если их действия приходят в противоречие с законом, безоглядно любят красивых женщин, зачастую взваливают на свои плечи обязанности и сыщика, и судьи, а к решению загадки приходят любыми путями. Кроме методических.

Ross-Thomas-and-his-heroes

Если уж зашла речь о героях Росса Томаса, то следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Все они без исключения — очень живые люди. Автор принципиально избегает рокового деления, условно говоря, на наших и ваших, когда наши — ангелы во плоти, а ваши — сущие дьяволы. Человеческие недостатки в равной степени присущи как тем персонажам, которым, в полном соответствии с правилами интеллектуальной игры, отданы симпатии читателя, так и тем, которые и автору, и публике явно не нравятся. Таким же образом распределены и достоинства.

На фоне крутой интриги, пронизывающей развитие романов Росса Томаса, бросается в глаза тоже, по-видимому, принципиальная усложненность во взаимоотношениях действующих лиц. Тут мы имеем дело с определенной авторской позицией — восприятие окружающей действительности у Росса Томаса отнюдь не идиллическое: жизнь, изображаемая им, предстает перед читателем в виде клубка сложнейших проблем и противоборств, в свою очередь, автор зачастую и сам не решается высказывать строго прямолинейных суждений о том, что он принимает или отвергает у своих персонажей.

Гигант-негр Консепшн Мбвато, ослепительно улыбающийся, обаятельный, по-европейски или даже по-американски деловой и любезный, разыскивает символ власти Компорена — шестидесяти-восьми-фунтовый щит, из-за которого в Соединенных Штатах погиб один человек, а в Африке более миллиона людей… Почти до самого конца книги мы уверены, что Мбвато — романтический герой в духе Уилки Коллинза, буквально до того места, когда узнаем, что в Компорене у Мбвато есть прозвище Вешатель и что он некоторое время возглавлял охранку этой страны. И уже не удивляемся, поняв, что Сент-Ив жестоко и обманут похитителями, и хотя богач Спенсер тоже не вызывает у нас особого восхищения, вместе с обманутым посредником пытаемся разобраться, почему за последнюю часть операции он даже не стал требовать денег…

Скепсис и в то же время желание понять людей — то, чем был когда-то так увлечен еще Сименон, — вот, на наш взгляд, главные двигательные силы в творчестве писателя. Впрочем, почти нигде Росс Томас не пытается навязать свои суждения читателю впрямую. Лишь в отдельных описаниях, диалогах, поступках персонажей мы как бы натыкаемся на авторские размышления. Вот один из таких диалогов, начало двадцать пятой главы в романе Подставные люди:

— Он умер почти богачом, — заметил я, мотнув головой в сторону Крагштейна.

— Он умер бедняком в трущобах Сан-Франциско, — возразил мне Падильо, не сбавляя шага. — Так случается с каждым, кто слишком долго варится в этом котле.

— Умные сбегают раньше?

— Умные вообще обходят такие дела стороной.

По каким законам живут Маккоркл и Падильо? Только по тем, которые они сами для себя провозгласили и решили соблюдать. Но ведь и окружающий мир, если присмотреться, серьезно никакими законами не руководствуется. И если ты поставлен в критические обстоятельства, то в беззаконном мире можно ориентироваться лишь по вечным ценностям, таким, как дружба, любовь, доверие, взаимовыручка и так далее. Только к этим, тысячу раз осмеянным категориям следует относиться серьезно, и только на них можно с большей или меньшей степенью надежности опираться, поскольку провозглашенная обществом мораль оказывается насквозь фальшивой и лицемерной.

Книги Росса Томаса сейчас выходят регулярно, переиздаются во многих странах (в Соединенных Штатах до десяти переизданий в год). Он признан одним из самых значительных авторов политического остросюжетного романа, мастит и наверняка доволен успехом. Но есть в его книгах наряду с мастерством какая-то щемящая нота, неутолимая тревога, заставляющая читателя еще и еще раз перечитывать сменяющие друг друга сногсшибательные приключения, поскольку у нас все время остается чувство, что суть-то не в самих приключениях, а как раз в этой тревожной неуспокоенности, которая водит пером автора. Именно она делает все написанное Россом Томасом еще и Литературой — без добавления остросюжетная, приключенческая, детективная и так далее.

Вадим Черняк 

Рекомендуем

Ross-Thomas

Росс Томас – солдат и путешественник

С известным американским романистом, мастером остросюжетного жанра Россом Томасом наш читатель познакомился сперва по его псевдониму: в 1985 году в Москве вышла первая его книга Дневники Прокейна, подписанная Оливер Блик. Никто, к слову,…

John le Carré

Жить без образа врага

С английским писателем Дэвидом Корнуэллом, прославившимся под псевдонимом Джон Ле Карре (John le Carré), мы беседовали в его конспиративной квартире в Хэмпстеде, фешенебельном районе на севере Лондона. Поводом для встречи послужил выход его нового романа Русский…

The Night of Wenceslas

Ночь Святого Вацлава

Первый роман Лайонела Дэвидсона Ночь Святого Вацлава (The Night of Wenceslas, 1960) — легкий и приятный для чтения шпионский триллер. Отличается своим ярким описанием Праги, города, где автор никогда не бывал. Главный герой — Николас…

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика