Мода на Бонда

Шикарный парижанин нынче спит в штанах 007, надевает рубашку Джеймс Бонд с Иэном Флемингом слева, засовывает в кармашек платок, увенчанный золотым пальцем 1, добывает черный саквояж и плащ и полагает, что он экипирован для убийства. Или по крайней мере для права убивать.

Прошли те времена, когда французский портной в грош не ставил мешковатый английский тренчкот и котелок: в наши дни он скорее следует за, нежели идет впереди, и вместе с Голдфингером, сделавшим 105% сбора в парижских кинотеатрах, Бонд-стрит, бесспорно, берет реванш.

Американцы тоже попались на эту удочку: Джеймс Бонд и вся 007-продукция делает ежегодно 14-миллионный бизнес. Один водочный фабрикант создал водку 007, а фирма пижам выпустила специальную партию для детей под названием 003 ?…

Иэн Джонсон. Films and filming

Поистине бондовская эпидемия охватила мир подобно бубонной чуме. Агент 007 давно вышел за пределы того или иного сюжета. Его известность универсальна, его популярность уникальна; на его медальный профиль ложатся золотые отблески рекордных сборов в эпоху, когда кинематографу грозит участь финансового банкрота.

Агент 007 стал более чем модой — он стал мифом современного кино.

Можно сколько угодно иронизировать над Бондом или негодовать по его поводу, но простая статистика с неопровержимостью свидетельствует об этом.

Не лучше ли в таком случае разобраться в природе этого мифа? Ведь речь идет столько же о Бонде, сколько и о тех, кто смотрит фильмы о нем, обеспечивая колоссальные сборы.

Мы охотно делим искусство на высокое и низкое: литературу — на прозу и беллетристику, кинематограф — на проблемный и коммерческий, забывая, что низкое искусство не просто опиум для народа. Оно выражает распространенные воззрения, предрассудки и самый дух своего времени в наиболее упрощенном, но зато и в наиболее обобщенном виде.

Современный западный кинематограф — это поиски таких художников, как Феллини и Антониони, как Бергман и Ален Рене, высказавших на экране все смятение и отчаяние, бездны и надежды современного человека. Но Джеймс Бонд — это его фольклор.

Хотя титры Доктора Но или Голдфингера занимают немалый метраж, хотя в них обозначены имена продюсеров (Зальцман и Брокколи), хотя указан литературный первоисточник (одноименные романы Иэна Флеминга), хотя значатся фамилии режиссеров (Теренса Янга в одном случае и Гая Гамильтона в другом), хотя артист Шон Коннери получает баснословные гонорары за образцовые поцелуи и шикарные драки, — Бонд нечто большее, чем простая сумма сложения их индивидуальных усилий. Она возведена в квадрат зрительским восприятием. Ибо Бонд — столько же создание своего зрителя, сколь и своих создателей. Он тень, отброшенная на экран из зала, цветная, широкоэкранная проекция тайных помыслов и явных соблазнов…

Ну, конечно, далеко не все, заплатившие за билет, выходят из зала поклонниками Бонда. Бонда презирают. Бонда разоблачают. Над Бондом смеются. Английские студенты сочинили остроумную и ядовитую пародию на него. По соседству с кинотеатрами, где идет последний боевик с агентом 007, прокатывается комедийная перелицовка Бонда. Даже западная буржуазная пресса в связи с его именем употребляет слово фашизм (сошлюсь для примера на статью в № 10 журнала Films and filming за 1965 год). Книжка достаточно раздетой секс-бомбой Урсулой Андрес на обложке энергично предупреждает: Только для любителей Бонда! Только…

Все это так, но все это не снимает проблемы Бонда. А проблема эта шире, чем успех пяти даже широко разрекламированных боевиков. Фильмы сходят с экрана — проблема остается.

Бондовский бум охватил не только область ширпотреба. Существует целая литература — критическая, социологическая, психологическая, — рассматривающая разные аспекты феномена Бонда. Досье Джеймса Бонда, К черту Джеймса Бонда!, Казус Джеймса Бонда — лишь небольшая часть бондологии.

Продается, конечно, и водка 007 с привязанным к горлышку пистолетом, и запонки 007, и саквояж 007, и детский игрушечный набор 007 (все для убийства!), и многое еще другое.

Можно купить и учебное пособие Как стать Джеймсом Бондом с перечнем соответствующих упражнений.

Но в то же время вполне серьезные киножурналы посвящают ему вполне серьезные статьи.

Отнюдь не только так называемый средний зритель (стыдливый синоним обывателя), но и так называемая элита (синоним интеллектуального сноба) отдают дань Бонду. Ошибаются те, кто думает, что Бонд — это просто попавший в случай фаворит киномоды: Бонд — это тип времени и знамение времени.

Рекомендуем

binder_bond_barrel

Знакомство с Бондом

На секретной службе Ее Величества

На секретной службе Ее Величества

Живи и дай умереть

Живи и дай умереть

  1. «Goldfinger» — название популярного фильма с Бондом по одноименному роману Флеминга — означает «золотой палец».
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика