Саботаж

Неофициальная награда, ежегодно вручаемая особо отличившимся офицерам американской разведки, — кинжал Конрад. Название дано в честь Джозефа Конрада, создателя одного из самых ярких произведений, посвященных представителям спецслужб. Секретный агент включен в список ста лучших англоязычных романов XX века, а его автор, урожденный Иосиф Теодор Конрад Корженевский, поляк по происхождению, входит в число крупнейших англоязычных писателей. Сюжет едва ли не первого шедевра шпионского жанра основан на реальной попытке взорвать Гринвичскую обсерваторию в Лондоне, предпринятую в 1894 году. Атмосфера анархичного мира, которой проникнут роман, подкупила Альфреда Хичкока, и в 1936 году он решается на экранизацию.

Любопытная история получилась с названием — ведь только что вышел Секретный агент, снятый по мотивам Моэма! И тогда фильм становится Саботажем (Sabotage, 1936; в американском прокате — Женщина одна). Впрочем, картины все равно постоянно путали, а в 1946 году к ним прибавился еще и Саботажник — Хичкок умел усложнять ситуацию.

Саботаж стал дебютом для Сильвии Сидни и сделал красавицу русского происхождения звездой (позже она даже номинировалась на Оскара — в 1973 году за фильм Летние пожелания, зимние мечты). Работа с самым мрачным режиссером предопределила актерскую судьбу Сильвии — она нередко снималась в фильмах ужасов: Омен-2, Смертельный порядок, Битлджюс. В Саботаже Сильвия играет сестру маленького Стиви. Сцена гибели мальчика даже сегодня считается непревзойденной по напряженности. Сам Хичкок жалел что включил ее в фильм — зрителям она очень не понравилась, а Трюффо позже назвал ее злоупотреблением силой кино. Впрочем, эпизод ожидания взрыва бомбы с часовым механизмом (между прочим, первый в истории кино) смутил не только рядовую аудиторию — в нескольких странах Саботаж был запрещен: цензоры сочли его подсказкой для террористов.

В 1996 году успех Саботажа попытался повторить Кристофер Хэмптон. Режиссер собрал превосходную актерскую команду — чего стоят хотя бы Жерар Депардье и Патрисия Аркетт! — учел все правила грамотной экранизации, но фильм получился неожиданно вымученным и скучным. Куда-то ушли напряженность и драматизм, пропала интрига. Критики предположили, что с высоты сегодняшнего дня события, добросовестно показанные в картине, кажутся не слишком значительными. О Хичкоке же наш современник Джеймс Уолкет говорит: Его искусство не в реализме. Фильмы Хичкока — не свидетельства времени, а его символы. И поэтому, добавим мы, они вечны.

Мария Белявская

Рекомендуем

Hitchcock-f

Шпионские страсти

Охота за шпионами почти также скучна, как и то, что они ищут. Альфред Хичкок Истории про шпионов всегда были излюбленной темой приключенческого кино. Если вдуматься, это логично — весь XX век прошел под…

Secret-Agent

Секретный агент

Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham), один из самых популярных английских прозаиков, о шпионских буднях знал не понаслышке. В начале Первой мировой войны английский Мопассан служил в санитарной части (по образованию он был врачом)….

king-of-horror

Король ужасов

Просматривая фильмы Альфреда Хичкока, невольно задаешься вопросом — не был ли безумцем их создатель? Биография режиссера не дает ответа на этот вопрос, она типична для всех, кого принято называть человек, сделавший себя сам….

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика