Эмблер Эрик

Эмблер Эрик (Ambler Eric). 28 июня 1909, Лондон – 22 октября 1998, Лондон, автор шпионских романов. Награжден орденом Британской империи (1981). За литературные заслуги – премией Бриллиантовый кинжал Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. Родился в семье эстрадных актеров. Изучал инженерное дело в Лондонском университете, выступал на сцене мюзик-холла, работал в рекламном бизнесе. Во время Второй мировой войны служил в артиллерийских войсках, затем в армейской кинематографии, где вместе с Питером Устиновым писал сценарии для учебных фильмов. Многие из которых отвергались как антивоенные. Закончив военную службу в чине подполковника, в течение ряда лет работал в Голливуде в качестве продюсера и сценариста.

Вслед за Сомерсетом Моэмом и Грэмом Грином Эмблер внес существенные изменения в жанр шпионского романа. Свои ранние произведения. Начиная с Невидимой границы (The Dark Frontier, 1936), он задумывал как пародию на авантюрное повествование в духе Джона Бакена (John Buchan). Сюжет Источника опасности (Background to Danger, 1937) и Причины тревоги (Cause for Alarm, 1938) строится по схеме погони и бегства. Их протагонист – англичанин, не имеющий отношения к политике, — оказывается в одной из европейских стран и помимо своей воли втягивается в жестокую войну шпионов в роли то спасающейся бегством жертвы, то пленника, то преследователя. В отличие от любителей романтических приключений у него нет не только никакой страсти к ним, но и способности самостоятельно противостоять опасности. Эрик Эмблер сделал своим протагонистом негероического героя, шпиона поневоле, вынужденного выполнять задания агентов, но не защищенного их корпорацией. Он находится в центре общества и одновременно выброшен из него как беспаспортный бродяга.

В канун Второй мировой войны Эмблер обратился к теме перемещенного лица — человека, не имеющего гражданства в мире, разделенном государственными границами. Наиболее полно она раскрыта в Эпитафии шпиону (Epitaph for а Spy, 1938; русский перевод в 1992), одном из лучших романов Эмблера. Рассказ в нем ведется от имени преподавателя иностранных языков без гражданства. Его жизнь проходила в бесконечной смене мест жительства. По мере того как перекраивалась карта Европы. Он родился в той части Венгрии, которая отошла к Югославии, но его югославский паспорт стал недействительным, когда югославская полиция расстреляла его отца и брата как социалистов. Он преподавал немецкий язык в Лондоне, но, как и других иностранцев, его лишили права на работу. Он нашел пристанище в Париже, но постоянная угроза депортации делает его легкой добычей спецслужб.

Тема границы между государствами, между законом и беззаконием становится одной из постоянных в романах Эмблера. Своего героя он наделяет чертами циника и обманщика; только они и помогают ему выжить в мире, который старается его вытолкнуть. Таков журналист Симпсон, центральный персонаж романов Яркий свет дня (Light of Day, 1963; русский перевод в 1991) и Грязная история (Dirty Story, 1967; русский перевод в 1990). Он родился в Каире, учился в Лондоне, но его британский паспорт, как и египетский, устарел, и теперь он вынужден браться за любую работу и не гнушаться мелким мошенничеством. В первом романе его шантажируют преступники и полиция, во втором – он оказывается между двумя лагерями, борющимися за право на добычу редкой руды в одной из стран Экваториальной Африки. Жизнь научила его быть в обоих лагерях одновременно и действовать в зависимости от обстоятельств. Свое негодование он адресует британскому правительству: Я отказываюсь быть никем. Вы слышите? Отказываюсь! При бегстве из Африки он прихватил паспорта и, с удивлением обнаружив, что их выпускает множество никому не известных государств, решает сам создать государство и за умеренную плату помочь беспаспортным отверженным братьям по племени. Эрик Эмблер менял структуру традиционного шпионского романа. В Маске Димитриоса (The Mask of Dimitrios, 1939) история шантажиста, убийцы и бизнесмена, связанного с фашистами, раскрывается на двух повествовательных уровнях: во фрагментах из его интервью и писем и в расследовании романиста, собирающего о нем информацию и разгадывающего личность загадочного преступника. По той же схеме строится Суд над Делчевым (Judgment on Delchey, 1951) – роман, написанный Эмблером после долгого перерыва, первый после Второй мировой войны. Его действие происходит в неназванной балканской стране, где участника антифашистского сопротивления, главу временного правительства, обвиняют в связях с террористами. Герой романа, английский журналист, ведет собственное расследование, в результате которого обнаруживает сложные политические интриги, стоящие за делом Делчева. По словам писателя, он основывался на рассказах знакомой, пережившей застенки гестапо и сталинские показательные судилища в Восточной Европе. Однако Эмблеру больше удавалось изображение шпионской игры как параноидальной фантазии (Заговор «Интерком» — The Intercom Affair, 1969). Большинство же романов Эмблера 60-70-х годов (Схватка — Passage of Arms, 1959; Доктор Фриго — Doctor Frigo, 1974; Тревожное время — The Care of Time, 1981, и другие), действие которых переносится из Европы в горячие точки Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, приближается к авантюрному типу шпионского романа.

Почти все романы Эрика Эмблера экранизированы; к некоторым из них он сам писал сценарии, хотя считал, что для творчества это губительно.

Соч.: Неге Lies Eric Ambler: An Autobiography. L., 1985; Waiting for Orders: (Short Stories). N.Y., 1990.

Лит.: Cawelti J.G., Rosenberg B.A. At a Crossroads: Eric Ambler and Graham Greene // Cawelty J.G., Rosenberg B.A. The Spy Story. Chicago; London, 1987.

А. Саруханян

Рекомендуем для чтения

Об авторе
Поделитесь этой записью
1 комментарий к этой записиОтправить свой
  1. That’s not even 10 minutes well spent!

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Бонд на связи

Бонд и другие © 2015 Все права защищены

Крутой детектив

Яндекс.Метрика